Сектор "Индивидуальные особенности развития детей"

Елена Романовна Слободская

Заведующая сектором, главный научный сотрудник,
кандидат медицинских наук, доктор психологических наук, доцент
Слободская Елена Романовна
электронная почта: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
телефон: (383) 373-02-69

 

Сотрудники

  ФИО Должность, ученая степень, ученое звание Телефон Адрес электронной почты
1 Слободская Елена Романовна
Заведующая сектором, главный научный сотрудник,
кандидат медицинских наук, доктор психологических наук, доцент
(383) 373-02-69 Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
2 Корниенко Ольга Сергеевна
Научный сотрудник,
кандидат биологических наук
(383) 373-02-69 Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
3 Риппинен Татьяна Оскаровна
Научный сотрудник
(383) 373-02-69 Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
4 Варшал Александра Владимировна Младший научный сотрудник
(383) 373-02-69 Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
5 Козлова Елена Александровна
Кандидат психологических наук, старший научный сотрудник
(383) 373-02-69 Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. 
6 Лето Ирина Викторовна
Младший научный сотрудник
(383) 373-02-69 Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
7 Резун Екатерина Валентиновна Младший научный сотрудник (383) 373-02-69 Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
8 Петренко Евгения Николаевна   Младший научный сотрудник (383) 373-02-69 Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
9 Гришкевич Марина Евгеньевна Научный сотрудник (383) 373-02-69 Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
10 Рудыч Павел Дмитриевич Научный сотрудник (383) 373-02-69

 

Основные направления исследований

  • Психическое здоровье и благополучие детей.
  • Индивидуальные особенности: черты личности и темперамента от младенческого до старшего подросткового возраста.
  • Факторы риска и защиты в процессе развития детей.
  • Межкультурные сравнения развития личностных черт и психического здоровья.

 

Важнейшие научные результаты

  • Валидизирован для применения в России ряд международно признанных психометрических инструментов: опросники для изучения чувствительности к наказанию и вознаграждению у детей (SPSRQ-C, Кузнецова, Слободская, 2010) и подростков (SPSRQ-J, Кузнецова, Слободская, Риппинен, 2013), Интервью о практике воспитания (PPI, Варшал, Слободская, 2011; 2013); краткая версия Алабамского опросника методов родительского воспитания для школьников (APQ-BF, Логинова, Слободская, Федорова, Козлова, 2016) и дошкольников (APQ-PR, Логинова, Слободская, Козлова, Корниенко, 2016), шкалы для оценивания волевой регуляции в дошкольном (CBQ-VSF, Slobodskaya, Petrenko, Loginova, Kornienko, Kozlova, 2020), школьном (TMCQ, Kornienko, Petrenko, Leto, Fedorova, Slobodskaya, 2018) и подростковом возрасте (Риппинен, Слободская, Семенова, Лапина, Корниенко, Федорова, 2018), шкала удовлетворенности жизнью для учеников (Leto, Petrenko, Slobodskaya, 2019).
  • Исследована обоснованность и надежность скрининговых инструментов, применяющихся в детской психиатрии: опросника Сильные стороны и трудности (SDQ, Goodman, Slobodskaya, Knyazev, 2005; Goodman et al., 2012) и форм Ахенбаха для родителей (CBCL), учителей (TRF) и подростков (YSR) (Slobodskaya, 1999; Grigorenko et al., 2010).
  • Разработана краткая форма Списка индивидуальных особенностей ребенка для славянских языков (ICID-S, Slobodskaya, Zupancic, 2010).
  • Установлен вклад индивидуальных особенностей, факторов среды и их взаимодействий в благополучие и распространенные проблемы психического здоровья детей и подростков (Варшал, Слободская, 2011; Лето и др., 2019; Логинова, Слободская, 2021; Слободская, 2014, 2017; Петренко и др., 2019; Kozlova, Slobodskaya, Gartstein, 2019; Leto et al., 2019, 2021; Loginova, Slobodskaya, 2017; Rezun, Slobodskaya, Semenova, 2023; Slobodskaya, 2016; Slobodskaya, Akhmetova, Rippinen, 2014; Varshal, Slobodskaya, 2022).
  • Исследовано развитие личностных черт и распространенных поведенческих и эмоциональных проблем в детском и подростковом возрасте (Козлова, Слободская, 2014, 2016; Козлова и др., 2014; Кузнецова, Слободская, 2010; Slobodskaya, 2019, 2021; Slobodskaya, Kozlova, 2016; Slobodskaya, Kuznetsova, 2013; Slobodskaya, Kornienko, 2021).
  • Определены межкультурные особенности развития детей и подростков (Gartstein, Slobodskaya, Zylicz, Gosztyla, Nakagawa, 2010; Slobodskaya, Gartstein, Nakagawa, Putnam, 2013; Zhang, Slobodskaya, Kaneko, 2023).
  • Исследовано развитие волевой регуляции в детском возрасте (Слободская и др., 2018, 2020), в т.ч. ее нейробиологические и психофизиологические основы (Knyazev et al., 2017a, b; Privodnova, Slobodskaya et al., 2010) и связь с распространенными проблемами психического здоровья детей и подростков (Слободская и др., 2019; Bairova et al., 2020).
  • Выявлены временны́е тренды психического здоровья детей и подростков и изменения на фоне коронавирусной пандемии с учетом пола, возраста и социально-демографических характеристик семьи (Слободская, 2022; Слободская и др., 2023; Slobodskaya, Safronova, Kharchenko, Rezun, Kornienko, 2023).

 

Избранные публикации

Монографии

  • Martin R.P., Lease A.M., Slobodskaya H.R. (2020) Temperament and Children. Profiles of Individual Differences. Springer, Cham, Switzerland 286 pp.

Главы из монографий

  • Slobodskaya H. R. (2019). Culture, context, and the development of traits. In D. P. McAdams, R. L. Shiner, J. L. Tackett, (Eds). Handbook of Personality Development. (pp. 221-236). New York, NY: Guilford.
  • Slobodskaya H., Kozlova E., Han S.-Yo., Gartstein M.A., & Putnam S.P. (2019). Cross-cultural differences in temperament. In M. Gartstein, S. Putnam (Eds), Toddlers, Parents and Culture: Findings from the Joint Effort Toddler Temperament Consortium. (pp. 29-37). Oxford, UK: Routledge Taylor & Francis Gartstein, M. (Ed.), Putnam, S. (Ed.). Toddlers, Parents and Culture. London: Routledge.
  • Gartstein M.A., Putnam S.P., Slobodskaya H., & de Weerth C. (2019). Introduction to the Joint Effort Toddler Temperament Consortium (JETTC). In M. Gartstein, S. Putnam (Eds), Toddlers, Parents and Culture: Findings from the Joint Effort Toddler Temperament Consortium (pp. 1-10). Oxford, UK: Routledge Taylor & Francis
  • Han S.-Yo., Park S.Ye., Lee E.G., Martin Linhares M.B., & Slobodskaya H. (2019). Cross-Cultural Differences in Parents’ Responses to Child Temperament. In M. Gartstein, S. Putnam (Eds), Toddlers, Parents and Culture: Findings from the Joint Effort Toddler Temperament Consortium (pp. 101-109). Oxford, UK: Routledge Taylor & Francis
  • Slobodskaya H. R. Behavioral Problems, Effects of Parenting and Family Structure on // International Encyclopedia of the Social & Behavioral Sciences, 2-nd edition / Ed.-in-chief J. D. Wright. – Oxford : Elsevier. – 2015. – V. 2. – P. 470–476.

2023 год

  • Семенова Н.Б., Слободская Е.Р., Резун Е.В. Анализ суицидального поведения у подростков до и во время пандемии COVID-19: гендерные и возрастные аспекты. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2023;123(6):113-120.
  • Слободская Е.Р., Сафронова М.В., Семенова Н.Б., Корниенко О.С., Риппинен Т.О., Резун Е.В., Лето И.В., Петренко Е.Н., Козлова Е.А., Варшал А.В., Гришкевич М.Е., Рудыч П.Д. Психическое здоровье подростков России в период пандемии COVID-19. Психиатрия. 2023;21(1):16–26.
  • Campagna, A. X., Desmarais, E. D., French, B., Underwood, J. J., Majdandžić, M., Beijers, R., de Weerth, C., Lee, E. G., Huitron, B., Ahmetoglu, E., Benga, O., Raikkonen, K., Heinonen, K., Gonzalez-Salinas, C., Slobodskaya, H., Kozlova, E., Linhares, M. B. M., Lecannelier, F., Casalin, S., … Gartstein, M. A. (2023). Temperament and behaviour problems in children: A multilevel analysis of cross-cultural differences. Infant and Child Development, 32, e2443.
  • Rezun E.V., Slobodskaya H.R., Semenova N.B. The structure of adolescent mental health problems: The role of effortful control and school safety. Journal of Adolescence. – 2023. – Vol. 95. – P. 947– 963.
  • Slobodskaya H.R., Safronova M.V., Kharchenko I.I., Rezun E.V., Kornienko O.S. Russian adolescent mental health in 2002, 2015 and during the COVID‐19 pandemic in 2021. Child and Adolescent Mental Health, 2023. Vol. 28(1), 158–166.
  • Zhang X., Slobodskaya H.R., Kaneko H. Adolescent mental health in Japan and Russia: The role of body image, bullying victimisation and school environment. International Journal of Psychology. – 2023. doi: 10.1002/ijop.12947

2022 год

  • Слободская Е.Р. Секулярные тренды психического здоровья детей и подростков // Психиатрия. - 2022. - Т. 20. - N 1. - С. 120-128.
  • Chudal R.,Tiiri, E., Brunstein-Klomek A., Ong S.H., Fossum S., Kaneko H., Kolaitis G.A., Lesinskienė S., Li L., Nguyen M.H., Praharaj S.K., Sillanmäki, L., Slobodskaya H.R., Srabstein, J., Wiguna T., Zamani, Z., Sourander A., & the EACMHS Study Group (2022). Victimization by traditional bullying and cyberbullying and the combination of these among adolescents in 13 European and Asian countries. European Child & Adolescent Psychiatry. - 2022. 31. – Р. 1391–1404.
  • Mori Y., Tiiri E., Lempinen L., Klomek A. B., Kolaitis G., Slobodskaya H. R., ... & EACMHS Study Group. Feeling unsafe at school among adolescents in 13 Asian and European countries: occurrence and associated factors // Frontiers in Psychiatry. - 2022. - Vol. 13. 823609.
  • Pham C., Desmarais E., Jones V., French B.F., Wang Z., Putnam S., Casalin S., Linhares M.B.M., Lecannelier F., Tuovinen S., Heinonen K., Raikkonen K., Montirosso R., Giusti L., Park S.-Y., Han S.-Y., Lee E.G., Huitron B., de Weerth C., Beijers R., Majdandžić M., Gonzalez-Salinas C., Acar I., Slobodskaya H., Kozlova E., Ahmetoglu E., Benga O., Gartstein M.A. Relations between bedtime parenting behaviors and temperament across 14 cultures // Frontiers in Psychology. - 2022. - Vol. 13.1004082.
  • Varshal A.V., Slobodskaya H.R. Inconsistent discipline as a mediator between maternal distress and children’s conduct problems in a population sample of Russian children // Child & Family Behavior Therapy. - 2022. - Vol. 44. - N 1. - P. 1-17.

2021 год

  • Лето И.В., Логинова С.В. Времяпрепровождение детей и подростков как показатель их благополучия // Психологический журнал / Psikhologicheskii Zhurnal. - 2021. – Т. 42(4). – С.74-85.
  • Логинова С.В., Слободская Е.Р. Индивидуальныe особенности и благополучие детей: модерирующая роль семейной сред. // Психологический журнал / Psikhologicheskii Zhurnal. - 2021. – Т. 42(1). - С.80-91.
  • Резун Е.В., Слободская Е.Р., Семенова Н.Б., Риппинен Т.О. Проблемы психического здоровья и обращение за помощью среди подростков. // Сибирский психологический журнал / Sibirskiy Psikhologicheskiy Zhurnal. - 2021. – Т. 79. – С.189-202.
  • Семенова Н.Б., Слободская Е.Р., Резун Е.В., Лаптева Л.В. Суицидальные проявления у девушек-подростков с нарушениями пищевого поведения // Профилактическая медицина. - 2021. –Т. 24(12). – С. 72-78.
  • Desmarais, E., Brown, K., Campbell, K., French, B., Putnam, S. Casalin, S., Martins Linhares, M. B., Lecanneliere, F., Zhengyan Wang, Zh., Raikkonen, K., Heinonen, K., Tuovinen, S., Montirosso, R., Provenzi, L., Park, S.-Ye., Han, S.-Yo., Lee, E. G., Huitron, B., de Weerth, C., Beijers, R., Majdandžić, M., Benga, J., Slobodskaya, H., Kozlova, E., Gonzalez-Salinas, C., Acar, I., Ahmetoglu, E., & Gartstein, M. A. (2021). Links between television exposure and toddler dysregulation: Does culture matter? Infant Behavior and Development, 63.
  • Desmarais E.E., French B.F., Ahmetoglu E., Acar I., Gonzalez-Salinas C., Kozlova E., Slobodskaya H., Benga O., Majdandžić M., Beijers R., de Weerth C., Huitron B., Lee E.G., Han S., Park S., Giusti L Montirosso R., Tuovinen S., Heinonen K., Raikkonen K., Wang Z., Lecannelier F., Linhares M.B.M., Casalin S., Putnam S.P., Gartstein M.A. Cultural contributors to negative emotionality: A multilevel analysis from the joint effort toddler temperament consortium // International Journal of Behavioral Development. - 2021. –V. 45(6). – P.545-52.
  • Leto I.V., Loginova S.V., Varshal A., Slobodskaya H.R. Interactions between Family Environment and Personality in the Prediction of Child Life Satisfaction // Child Indicators Research. - 2021. –V. 14(4). - P.1345-1363.
  • Loginova S.V., Slobodskaya H.R. Interactions Between Child Personality and Parenting in Relation to Child Well-Being: Support for Diathesis-Stress and Differential Susceptibility Patterns // Frontiers in Psychology. - 2021. – V.12. – Art.558224.
  • Slobodskaya H.R. Personality development from early childhood through adolescence // Personality and Individual Differences. - 2021. – V.172. - Art. 110596.
  • Slobodskaya H.R., Kornienko O.S. Age and gender differences in personality traits from early childhood through adolescence // Journal of Personality. - 2021. – V.89. - V5. - P.933-950.

2020 год

  • Kozlova E. A., Slobodskaya H. R., Gartstein M. A. Early temperament as a predictor of child mental health // International Journal of Mental Health and Addiction. 2020. Vol.18, N6. P.1493–1506 (doi:10.1007/s11469-019-00181-3).
  • Leto I. V., Varshal A., Slobodskaya H. R. Well-being in primary schoolchildren: The effect of individual differences // PERSONALITY AND INDIVIDUAL DIFFERENCES. ? Vol. 157  ? (WOS:000518502100215)
  • Slobodskaya H. R., Kozlova E. A., Leto I. V., Bairova N. B., Petrenko E. N. Effortful control in childhood: factor structure, gender and age effects // Psikhologicheskii Zhurnal. 2020. Vol. 41, Issue 3. P. 53-65 (doi: 10.31857/S020595920008576-9).

2019 год

  • Leto I. V., Petrenko E. N., Slobodskaya H. R. Life satisfaction in Russian primary schoolchildren: links with personality and family environment // Journal of Happiness Studies. – 2019. – Vol. 20, N6. – Pp. 1893-1912 (doi:10.1007/s10902-018-0036-6).
  • Лето И. В., Варшал А. В., Петренко Е. Н., Слободская Е. Р. Субъективное благополучие детей младшего школьного возраста: значение семейных факторов // Психологический журнал. - - Т. 40, № 6. - C. 18-30 (doi: 10.31857/S020595920007311-8).
  • Слободская Е. Р., Баирова Н. Б., Козлова Е. А., Петренко Е. Н., Лето И. В. Произвольная регуляция и психологическое благополучие детей // Психологический журнал. - 2019. - Т. 40, № 5. - C. 62-73 (doi:10.31857/S020595920005450-1).

2018 год

  • Sourander A., Roshan C., Skokauskas N., Al-Ansari A.M., Brunstein-Klomek A., Pornnoppado C., Kolaitis G. A., Maezono J., Steinhausen H.-C., Slobodskaya H. R., Kaneko H., Regmee J., Li L., Nguyen M. H., Grimland M.,·Osokina O., Ong S. H., Praharaj S. K., Lesinskiene S., Fossum S., Wiguna T., Makasheva V. A., Lehti V. Unmet needs of child and adolescent psychiatrists among Asian and European countries: does the Human Development Index (HDI) count? // European Child & Adolescent Psychiatry. – 2018. – Vol.27, № 1. – P. 5-8 (https://doi.org/10.1007/s00787-017-1095-7).
  • "Риппинен Т. О., Слободская Е. Р., Семенова Н. Б., Лаптева Л. В., Корниенко О. С., Федорова Н. А. Шкала для изучения произвольной регуляции у подростков // Психологический журнал. – 2018. – Т. 39, № 1. – С. 81-93 (doi: 10.7868/S0205959218010087).Rippinen T. O., Slobodskaya E. R., Semenova, N. B., Lapteva L. V., Kornienko O. S., Fedorova N. A. Effortful control scale in adolescents // Psikhologicheskii zhurnal. – 2018. – Vol. 39, № 1. – P. 81-93."
  • Слободская Е. Р., Баирова Н. Б., Козлова Е. А. Регуляторные способности в детстве: современные представления и методы исследования // Психологический журнал. – 2018. – Т. 39, № 4. – С. 51–61 (doi: 10.31857/S020595920000069-1).
  • Kornienko O. S., Petrenko E. N., Leto I. V., Fedorova N. A., Slobodskaya H. R. Effortful control in primary schoolchildren: links with personality, problem behaviour, academic achievement, and subjective well-being // Psychology in Russia: State of Art. – 2018. – T. 11, № 4. – P. 5-21 (https://doi.org/10.11621/pir.2018.0401).
  • Leto I. V., Petrenko E. N., Slobodskaya, H. R. Life satisfaction in Russian primary schoolchildren: links with personality and family environment // Journal of Happiness Studies. – 2018. (https://doi.org/10.1007/s10902-018-0036-6)
  • Slobodskaya H., Kozlova E., Han S.-Yo., Gartstein M.A., & Putnam S.P. (2019). Cross-cultural differences in temperament. In M. Gartstein, S. Putnam (Eds), Toddlers, Parents and Culture: Findings from the Joint Effort Toddler Temperament Consortium. (pp. 29-37). Oxford, UK: Routledge Taylor & Francis Group. Gartstein, M. (Ed.), Putnam, S. (Ed.). Toddlers, Parents and Culture. London: Routledge.
  • Gartstein M.A., Putnam S.P., Slobodskaya H., & de Weerth C. (2019). Introduction to the Joint Effort Toddler Temperament Consortium (JETTC). In M. Gartstein, S. Putnam (Eds), Toddlers, Parents and Culture: Findings from the Joint Effort Toddler Temperament Consortium (pp. 1-10). Oxford, UK: Routledge Taylor & Francis Group.

2017 год

  • Chudal R., Skokauskas N., Al Ansari A., Brunstein-Klomek A., Pornnoppadol C., Kolaitis G. A., Steinhausen H.-C., Slobodskaya H. R., Kaneko H., Regmee J., Li P.LI., Nguyen M. H., Grimland M. et.al. Overview of child and adolescent psychiatry across countries in the Eurasian child mental health study // Journal of the American Academy of Child & Adolescent Psychiatry. – 2017. – V. 56, No. 10, Suppl. – S205-S206 (doi: http://dx.doi.org/10.1016/j.jaac.2017.09.159 ).
  • Loginova S. V., Slobodskaya H. R. The mediating role of parenting in the relation between personality and externalizing problems in Russian children // Personality and Individual Differences. – 2017. – V. 106, N1. – P. 275-280 (http://dx.doi.org/10.1016/j.paid.2016.10.055 ).
  • Mottus R., Soto C. J., Slobodskaya H. R. Are all kids alike? The magnitude of individual differences in personality characteristics tends to increase from early childhood to early adolescence // European Journal of Personality. –2017. – V. 31, No. 4. – P. 313-328 (https://doi.org/10.1002/per.2107 ).
  • Риппинен Т. О., Слободская Е. Р., Семенова Н. Б., Лапина Л. В., Корниенко О. С., Федорова Н. А. Шкала для изучения произвольной регуляции у подростков // Психологический журнал. – 2017. – Т. 8, № 6. – С. 77–89.
  • Слободская Е.  Р. Вклад пола, возраста и чувствительности к подкреплению в структуру личностных черт и распространенных психологических проблем детей и подростков // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2017. – Т. 14, №. 1. – С. 123-139 (10.17323/1813-8918.2017.1.123.139).

2016 год

  • Zupancic M., Kavcic T., Slobodskaya H. R., & Akhmetova O. A. Broad and Narrow Personality Traits Predicting Academic Achievement Over Compulsory Schooling A Cross-Sectional Study in Two Countries // The Journal of Early Adolescence. – 2016. – V. 36, No. 6. – P. 783-806.
  • Slobodskaya H. R., Semenova N. B. Child and adolescent mental health problems in Tyva Republic, Russia, as possible risk factors for a high suicide rate // European Child & Adolescent Psychiatry. – 2016. – V. 25, No. 4). – P. 361-371.
  • Варшал А. В., Слободская Е. Р. Оценка эффективности тренинга родительской компетентности при проблемах поведения у детей // Консультативная психология и психотерапия. – 2016. – Т. 24. № 1.– С. 80—96.
  • Slobodskaya H. R., Kozlova E. A. Early temperament as a predictor of later personality // Personality and Individual Differences. – 2016. – V. 99. – P. 127-132.
  • Козлова Е. А., Слободская Е. Р. Динамика психического здоровья в детском возраст // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. – 2016.– № 1. – С. 71-75.

2015 год

  • Макашева В. А., Слободская Е. Р. Социальное значение детской психиатрии: связь учтенной заболеваемости психическими расстройствами детей и подростков с частотой суицидов в Сибирском федеральном округе // Российский психиатрический журнал. – 2015. – № 2. – С. 38-45.

2014 год

  • Slobodskaya H. R., Akhmetova O. A., Rippinen T. O. Does personality matter more in difficult circumstances? // Journal of Research in Personality. – 2014. – V. 48. –P. 33-44.
  • Козлов Е. А., Ахметова О. А., Слободская Е. Р. Стабильность и изменения личностных особенностей в детстве: значение пола и возраста // Психологический журнал. – 2014. – Т. 35, №1. – С. 33-40.
  • Риппинен Т. О., Слободская Е. Р. Взаимосвязи личностных особенностей подростков с повседневным использованием компьютера // Психологический журнал. –2014. – Т. 35, № 4. – С. 18-25.
  • Ахметова О. А., Слободская Е. Р. Системы поведенческого приближения и торможения и употребление психоактивных веществ подростками // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. – 2014. – Т. 114, №8. – С. 92-97.
  • Ахметова О. А., Слободская Е. Р., Кузнецова В. Б., Риппинен Т. О. Связь импульсивности и стремления к вознаграждению с употреблением психоактивных веществ подростками // Вопросы наркологии. – 2014. – № 4. – С. 81-89.
  • Slobodskaya H. R. The hierarchical structure of personality and common psychopathology in childhood // Journal of Research in Personality. – 2014. – V. 53. – P. 36-46.
  • Слободская Е. Р. Взаимодействие личностных и семейных факторов благополучия детей // Вестник РГНФ. – 2014. – № 3(76). – С. 196-204.
  • Козлова Е. А., Слободская Е. Р. Социально-экономические факторы психического здоровья детей и родителей: продолжительное исследование // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. – 2014. – № 3. – С. 14-18.

2013 год

  • Слободская Е. Р. , Кузнецова В. Б. , Риппинен Т. О. Опросник для изучения чувствительности к наказанию и вознаграждению у подростков // Психологический журнал. – 2013. – Т. 34, № 1. – С. 69-80.
  • Slobodskaya H. R., Gartstein M. A., Nakagawa A., Putnam S. P. Early temperament in Japan, the United States US and Russia: do cross-cultural differences decrease with age? // Journal of Cross-Cultural Psychology. – 2013. – V. 44, No. 3. – P. 438 - 460. 
  • Варшал А. В., Слободская Е. Р. Интервьюирование родителей в изучении расстройств поведения у детей // Психиатрия. – 2011. – № 2. –С. 31-39.
  • Slobodskaya H. R., Kuznetsova V. B. The role of reinforcement sensitivity in the development of childhood personality // International Journal of Behavioral Development. –2013. – V. 37, No. 3. – Р. 249 – 257.
  • Ахметова О. А., Слободская Е. Р. Пятифакторная модель личности и употребление психоактивных веществ подростками // Вопросы наркологии.– 2013. – № 1. – С. 89-98. 
  • Gartstein M. A., Slobodskaya H. R., Kirchhoff C., Putnam S. P. Cross-cultural Differences in the Development of Behavior Problems: Contributions of Infant Temperament in Russia and U.S. // International Journal of Developmental Science. – 2013. – V. 7. – Р. 95 – 104.

2012 год

  • Слободская Е. Р. , Ахметова О. А. , Кузнецова В. Б. , Риппинен Т. О. Взаимодействие чувствительности к подкреплению и семейных факторов благополучия детей и подростков // Психологический журнал. – 2012.– Т. 33, № 3. – С. 86-95.
  • Tackett J. L., Slobodskaya H. R., Mar R. A., Deal J., Halverson Jr. C. F., Baker S. R., Pavlopoulos V., & Besevegis E. The hierarchical structure of childhood personality in five countries: Continuity from early childhood to early adolescence // Journal of Personality. – 2012. – V. 80. – P. 1-33.
  • Goodman A., Heiervang E., Fleitlich-Bilyk B., Alyahri A., Patel V., Mullick M. S. I., Slobodskaya H. R., dos Santos D. N., Goodman R. Cross-national differences in questionnaires do not necessarily reflect comparable differences in disorder prevalence // Social Psychiatry and Psychiatric Epidemiology. – 2012. – V. 47, No. 8. – P. 1321-1331.

2011 год

  • Slobodskaya H. R. Two superordinate personality factors in childhood // European Journal of Personality. – 2011. – V. 25, № 6. – P. 453–464. 
  • Кузнецова В. Б., Слободская Е. Р. Динамика отклонений психического здоровья у детей и подростков: роль чувствительности к подкреплению и семейных факторов // Психиатрия. – 2010. – № 6. – С. 16-21. 
  • Ахметова О. А., Слободская Е. Р. Психическое здоровье, психосоциальные и личностные характеристики подростков, употребляющих и не употребляющих психоактивные вещества подростками // Вопросы наркологии. – 2011. – № 6. – С. 59-66.

2010 год

  • Кузнецова В. Б., Слободская Е. Р. Опросник для изучения чувствительности к наказанию и вознаграждению у детей // Психологический журнал. – 2010. – Т. 31, № 2. – С. 145-154.
  • Gartstein M. A., Slobodskaya H. R., Zylicz P. A., Gosztyla D. & Nakagawa A. A Cross-cultural Evaluation of Temperament Development: Japan, United States of America, Poland and Russia // International Journal of Psychology and Psychological Therapy. – 2010. – V. 10. –P. 55-75.
  • Slobodskaya H. R., Zupancic M. Development and Validation of the Inventory of Child Individual Differences - Short Version in Two Slavic Countries // Studia Psychologica. – 2010. – V. 52, № 1. – P. 23-39. 
  • Slobodskaya H. R., Akhmetova O. A. Personality development and problem behavior in Russian children and adolescents // International Journal of Behavioral Development. – 2010. – V. 34, No. 5. – P.441-451.
  • Grigorenko E. L., Geiser C., Slobodskaya H. R., Francis D. J. Cross-Informant Symptoms from CBCL, TRF, and YSR: Trait and Method Variance in a Normative Sample of Russian Youths // Psychological Assessment. – 2010. – V. 22, No. 4. – P. 893-911.

2009 год

  • Gartstein M. A., Peleg Y., Young B. N., & Slobodskaya H. R. Infant temperament in Russia, United States of America, and Israel: Differences and similarities between Russian-speaking families // Child Psychiatry and Human Development. – 2009. – V. 40. – P. 241-256.
  • Ахметова О. А., Кузнецова В. Б., Слободская Е. Р. Значение систем приближения и торможения поведения для употребления психоактивных веществ подростками // Вопросы наркологии. – 2009. – № 2. – С. 77-84.
  • Gartstein M. A., Slobodskaya H. R., Putnam S. P., Kinsht I. A. A Cross-Cultural Study of Infant Temperament: Predicting Preschool Effortful Control in the United States of America (U.S.) and Russia // European Journal of Developmental Psychology. – 2009. – V. 6. – P. 337-364.

2008 год

  • Knyazev G. G., Zupancic M., Slobodskaya H. R. Comparison of personality structure and mean level of traits in Slovenian and Russian children // Journal of Cross-Cultural Psychology. – 2008. – V. 39. – P. 317-334. 
  • Колмагорова А. В., Слободская Е. Р., Гартштейн М. Э. Адаптация русскоязычной версии опросника для изучения темперамента детей раннего возраста // Психологический журнал. – 2008. – Т. 29, № 5. – С. 121-136.
  • Слободская Е. Р., Сафронова М. В., Ахметова О. А. Личностные особенности и стиль жизни как факторы школьной успеваемости подростков // Психологическая наука и образование. – 2008. – №2. – С. 70-79. 
  • Слободская Е. Р., Ахметова О. А., Кузнецова В. Б., Рябиченко Т. И. Социальные и семейные факторы психического здоровья детей и подростков // Психиатрия. – 2008. – № 1. – С. 16-23.

2007 год

  • Slobodskaya H. R., Akhmetova O. A., Ryabichenko T. I. Siberian child and adolescent mental health: prevalence estimates and psychosocial factors // Alaska Medicine. – 2007. – V. 2, Suppl. 2. – P. 248-254.
  • Slobodskaya H. R. The associations among the Big Five, Behavioural Inhibition and Behavioural Approach systems and child and adolescent adjustment in Russia // Personality and Individual Differences. – 2007. – V. 43, № 4. – Р. 913-924.
  • Слободская Е. Р., Сафронова М. В., Ахметова О. А. Соотношение личностных моделей «Большой пятерки», Г. Айзенка и Дж. Грея // Психологический журнал. – 2007. – Т. 28, № 4. – С. 75-81.

2006 год

  • Слободская Е. Р., Князев Г. Г., Сафронова М. В. Краткая форма личностного опросника Айзенка (ЛОА-К) и ее использование для оценки приспособленности и риска употребления психоактивных веществ // Психологический журнал. – 2006. – Т. 27, № 3. – С. 94-105. 
  • Слободская Е. Р., Гудман Р., Рябиченко Т. И. Психосоциальные факторы эмоциональных проблем и отклонений в поведении подростков // Психиатрия. – 2006. – № 2. – С. 28-36.
  • Knyazev G. G., Slobodskaya H. R. Personality types and behavioural activation and inhibition in adolescents // Personality and Individual Differences, 2006. Vol. 41 (8). P. 1385-1395.

2005 год

  • Gartstein M. A., Knyazev G. G., Slobodskaya H. R. Cross-cultural differences in the structure of infant temperament: United States of America (U.S.) and Russia // Infant Behavior and Development. – 2005. – V. 28, No. 1. – P. 54-61.
  • Goodman R., Slobodskaya H. R., Knyazev G. G. Russian child mental health: a cross-sectional study of prevalence and risk factors // European Child and Adolescent Psychiatry. – 2005. – V. 14. – P.28-33.
  • Slobodskaya H. R., Safronova M. V., Windle M. Personality, temperament and adolescent adjustment in modern Russia // Personality and Individual Differences. – 2005. – V. 39, No. 1. – P.167-178.
  • Князев Г. Г., Слободская Е. Р. Пятифакторная структура личности у детей и подростков (по данным родителей и самооценки) // Психологический журнал. – 2005. – Т. 26, № 6. – С. 59-67.

 

Диагностические инструменты

  • Опросник "Сильные стороны и трудности ребенка" (SDQ, Goodman, 2001; http://www.sdqinfo.com) - краткий скрининговый инструмент для оценки психического здоровья и приспособленности детей и подростков 4-16 лет (версии для родителей, учителей и подростков старше 11 лет) и компьютерная программа для обработки данных и выдачи заключения, русский вариант (ССТ, Goodman et al., 2005). 
  • Оценивание развития и благополучия (DAWBA, Goodman et al., 2000; http://www.dawba.com) - набор интервью, опросников и алгоритмов, который генерирует диагнозы распространенных поведенческих, эмоциональных, гиперкинетических и менее распространенных расстройств по МКБ-10 и DSM-IV у детей и подростков от 4 до 17 лет, русская версия (ОРИБ, Goodman et al., 2005). 
  • Система эмпирически обоснованного оценивания Ахенбаха (The Achenbach System of Empirically Based Assessment, ASEBA; http://ASEBA.uvm.edu) - проверочные листы и опросники для оценки компетентности и отклонений психического здоровья у детей от 1.5 до 18 лет; русские версии для родителей, учителей и подростков старше 11 лет (CBCL/1.5-5, CBCL/6-18, TRF/6-18, YSR/11-18) и взрослых от 18 до 59 лет (ACBL, ASR), русские варианты (Slobodskaya, 1999). (ASEBA - Achenbach System of Empirically Based Assessment, http://ASEBA.uvm.edu). 
  • Модифицированный опросник поведения младенцев от 3 до 12 месяцев (IBQ-R, Gartstein & Rothbart, 2003), включает 14 шкал: Уровень активности, Улыбки и смех, Страх, Гнев, Длительность ориентировки, Утешаемость, Звуковая реактивность, Удовольствие высокой и низкой интенсивности, Падение реактивности/ Регуляция возбуждения, Прижимание/Соединение, Сенсорная чувствительность, Грусть и Приближение. Русский вариант (Gartstein, Slobodskaya, Kinsht, 2003). 
  • Опросник для оценки поведения детей раннего возраста от 1 до 3 лет (ECBQ, Putnam, Ellis, & Rothbart, 2001), включает 13 шкал: Фокусировка внимания, Переключение внимания, Дискомфорт, Сильное удовольствие, Тормозный контроль, Тихое удовольствие, Сенсорная Чувствительность, Положительное предвосхищение, Грусть, Утешаемость/Падение реактивности, Уровень активности, Подверженность гневу и Социальная пугливость. Русский вариант.
  • Список индивидуальных особенностей ребенка (ICID, Halverson et al., 2003) - свободный от возраста и культуры инструмент для оценки индивидуальных особенностей детей в когнитивной, социальной и эмоциональной сфере; русский вариант (Князев, Слободская, 2005) Для родителей и учителей детей от 2 до 18 лет; подростков и молодых взрослых. С помощью 108 пунктов оценивают 15 шкал (общительность, застенчивость, активность, положительные эмоции, антагонизм, упрямство, отрицательные эмоции, сочувствие, покладистость, организованность, ориентацию на достижения, отвлекаемость, боязливость, неуверенность, интеллект/обучаемость и открытость опыту) и 5 суперфакторов (экстраверсия, нейротизм, уступчивость, сознательность и открытость ). Краткая форма (ICID-S, Slobodskaya, Zupancic, 2010) из 62 пунктов.
  • Опросник Стили жизни для родителей детей от 3 до 18 лет и подростков 11-18 лет (Сафронова, Слободская, 2004). Выявляет размер, состав и материальное положение семьи, образование и профессиональный статус родителей, жилищные условия и безопасность местожительства, отношения в семье (сходство взглядов, конфликты, насилие, совместное премяпрепровождение, поддержка), методы воспитания (наличие телесных наказаний, родительский мониторинг), предпочтения детей и семейные ценности (ориентация на западную или национальную культуру), занятия спортом, религиозность, включение семьи и ребенка в негативное потребление (табака, алкоголя, наркотиков)

 

Гранты

  • РФФИ, 2019-2021, № 19-013-00034 "Развитие личностных черт от раннего детского до взрослого возраста: роль волевой регуляции", Personality development from early childhood to adulthood: the role of effortful control
  • РНФ, 2019-2020, № 16-18-00003: «Волевая регуляция в детском возрасте: развитие и связь с благополучием и проблемами психического здоровья»
  • РНФ, 2016-2018, № 16-18-00003 «Волевая регуляция в детском возрасте: развитие и связь с благополучием и проблемами психического здоровья»
  • РФФИ, 2016-2018, № 16-06-00022 «Связь раннего темперамента с личностными особенностями в процессе развития»
  • Berry Family Faculty Excellence Fellowship project, 2014-2015, «The Influence of Temperament and Culture: Growing-up Healthy or Facing Mental Health Problem».
  • РГНФ, 2014-2016, № 14-06-00139 «Значение раннего темперамента для благополучного развития детей: лонгитюдное исследование».
  • РФФИ, 2013-2016, № 13-06-00156 “ Изменяется ли вклад чувствительности к подкреплению в структуру личности и распространенной психопатологии в процессе развития от раннего детского до взрослого возраста?”
  • РГНФ, 2011-2013, № 11-06-00517а “Психическое здоровье и благополучное развитие детей и подростков: взаимодействие семейных и личностных факторов риска и защиты”
  • РФФИ, 2008-2010, № 08-06-00011-а «Чувствительность к подкреплению как биологическая основа иерархической структуры нормальной и отклоняющейся личности на разных этапах развития»
  • РГНФ, 2007-2009, № 07-06-00016а, «Биологические и социальные корни трех типов личности».
  • РФФИ, 2004-2006, № 04-06-80028-а "Индивидуально-психологические особенности как фактор приспособления личности в процессе развития".
  • РГНФ, 2004-2006, № 04-06-00-477а "Психическое здоровье российских детей и подростков: социально-экономическое положение и стиль жизни как факторы риска и защиты"
  • РФФИ, 2005-2007, № 05-06-80033-а, "Связь личностной тревожности с силой реципрокных связей между осцилляторными системами мозга".
  • РГНФ, 2004, № 04-03-65001а/т “Роль семьи и организаций по работе с молодежью в формировании отношения подростков к потреблению психоактивных веществ” 
  • РФФИ, 2003-2004, 03-06-80058-А, «Осцилляции мозга и активация поведения» 
  • РГНФ, 2003, № 03 03 00553 а/т, «Социальные и личностные факторы риска употребления наркотиков среди студенчества» 
  • РГНФ, 2002, № 02 03 00099 а/т, «Социальные и личностные аспекты негативного потребления среди молодежи: факторы риска и защиты» 
  • Wellcome Trust, 2001, № 065834/Z/01/Z, Evaluating measures and ascertainment techniques for a study of Russian child mental health"
  • РГНФ, 2000, № 00-06-00217а, "Социальные и биологические факторы психического и соматического здоровья новосибирских школьников".